Шифр специальности:

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

 

Формула специальности:

 

Содержанием специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история

педагогики и образования» является исследование проблем методологии

педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования,

педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительной педагогики и

педагогического прогнозирования.

Области исследований отражают основные структурные компоненты

научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и

образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на

разрешение актуальных проблем развития системы образования.

 

Области исследований:

 

1. Методология педагогических исследований (мировоззренческие основания

исследований; исследовательские подходы к развитию педагогической

науки, их сочетаемость и границы применимости; методы педагогических

исследований; развитие предметной области педагогики; педагогическое

науковедение; специфика междисциплинарных связей в педагогических

исследованиях; диалектический характер взаимосвязи педагогической науки

и образовательной практики; методологическое обоснование

прогностических исследований; методологическое обоснование

крупномасштабных коллективных исследований; качество педагогических

исследований).

2. История развития педагогической науки и образовательной практики

(анализ исторического развития практики образования; становление и развитие

научно-педагогических идей, концепций, теорий; монографическое изучение

педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого; история

этнопедагогики; развитие педагогической лексики и терминологии).

3. Педагогическая антропология (концепции воспитания, обучения и

социализации личности средствами образования; педагогические системы

/условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования).

4. Теории и концепции обучения (закономерности, принципы обучения ребенка

на разных этапах его взросления; индивидуализация и дифференциация

образования; типы и модели обучения, границы их применимости;

образовательные технологии; концепции развития учебно-методического

обеспечения процесса обучения и средств обучения; специфика обучения на

разных уровнях образования).

5. Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность

воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах

его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания,

педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции

воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива

(сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как

средство воспитания личности).

6. Концепции образования (социокульутрная обусловленность динамика

образования; социальные эффекты образования; концепции интеграции

учащихся в новую социальную среду средствами образования; качество

образования и технологии его оценивания; технологии создания и развития

образовательной среды; непрерывное образование; образование взрослых;

инновационные процессы в образовании; управление образовательными

системами; теория и практика дистанционного и медиа- образования;

взаимосвязь формального, неформального и информального образования,

базового и дополнительного образования).

7. Практическая педагогика (обобщение передового педагогического опыта;

инновационное движение в образовании; опытно-экспериментальная

деятельность образовательных учреждений; системные изменения

профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её

сущности, структуры, функций; деятельность общественных организаций в

сфере образования; социальное партнерство образовательных учреждений).

8. Сравнительная педагогика (состояние, закономерности и тенденции

развития педагогической теории и практики, теории и практики образования

в различных странах и регионах мира; соотношение всеобщих тенденций

развития образования, национальной и региональной специфики,

возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных

образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта,

выявление лучших практик в области образования).

9. Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования

(исследование различных направлений развития образования на основе

интеграции различных научных областей знаний; исследование

педагогической деятельности в контексте социально-философской

антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных

процессов).

 

Отрасль наук:

педагогические науки