Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине

«История и философия науки»

1. Сущность и системно-структурная картина культуры. Общее и особенное в ее основных компонентах.

2. Философия как важнейшая часть духовной культуры.

3. Наука как особая сфера культуры, социальный институт, познавательная деятельность.

4. Предмет и содержание философии науки.

5. Наука и философия; философские идеи в трудах современных ученых, их эвристическая роль.

6. Наука и религия; знание и вера. Научная и религиозная картина мира.

7. Наука и искусство: общее и специфическое. Научная истина и художественная правда. «Языки» науки и искусства.

8. Этика науки. Социальная ответственность ученого и его профессиональная этика.

9. Классификация наук: естественные, технические, гуманитарные и общественные науки.

10. Закономерности и тенденции развития науки. Традиции и новации в этом развитии.

11. Важнейшие этапы развития науки. Исторические типы научной рациональности.

12. Теория познания и методология в учении И. Канта (1724-1804). Неокантианство.

13. Базовые гносеологические принципы диалектического материализма.

14. Приоритетные проблемы науки в «русском космизме» (Н. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

15. Позитивистская «философия науки» (О. Конт, Спенсер и др.).

16. Основные идеи и принципы неопозитивизма.

17. Критический рационализм К. Поппера.

18. Т. Кун о смене парадигм. Методология научно-исследова-тельских программ И. Лакатоса.

19. Постмодернистский иррационализм. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда.

20. Специфика научного познания. Стремление к максимально возможной объективности; поиски упорядоченности в изучаемых процессах или теоретическое упорядочивание неупорядоченных процессов.

21. Научное воспроизведение тенденций, закономерностей и законов, характеризующих познаваемые явления и процессы. Системность научного знания*.

22. Принципы верификации и фальсификации в научных исследованиях.

23. «Принцип соответствия», выражающий преемственность в развитии научного знания. «Принцип простоты» и «принцип красоты» в науке.

24. Аргументация, ее структура и способы. Доказательство как вариант аргументации

25. Субъект и объект научно-познавательной деятельности. Преодоление их традиционно оппозиционного понимания.

26. Научное прогнозирование и планирование. Футурология. Прогностическая роль философского знания. Суеверные предсказания и пророчества.

27. Наука и псевдонаука. Псевдопроблема и ее основные виды в научном познании.

28. Философия техники. Философские аспекты научно-технического прогресса.

29. Эмпирический уровень в научных исследованиях. Особенности научного наблюдения и других эмпирических исследований в гуманитарном познании.

30. Теоретический уровень в научных исследованиях. Теоретическое и логическое знание: их специфика и соотношение.

31. Проблемная ситуация и цель в научном исследовании.

32. Научные факты, гипотезы, теории как формы научного познания.

33. Научная гипотеза как форма исследования.

34. Научная теория как форма научного знания, ее основные функции. Соотношение теории и реальности.

35. Методология и технология научных исследований. Теоретико-методологические проблемы современной науки (соизмеримость теорий, их полнота и др.)

36. Основные методы научного познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, а также др. (по выбору). Специфика их применения в социально-гуманитарных науках.

37. Проблема истины в гносеологии и философии науки. Истинность и рациональность в современных социально-гуманитарных науках. Заблуждение.

38. Научная картины мира. Ее смена как революция в науке.

39. Бытие, Вселенная, Человек: космологическое многообразие моделей мира; антропный принцип.

40. Пространство и время в современных философии, естественных и социально-гуманитарных науках.

41. Жизнь как мировоззренчески общезначимая научная проблема. Ее изучение в естественных и социально-гуманитарных науках.

42. Современные отечественные исследования по философии науки (персоналии по выбору).

43. Философские и научные аспекты теории организации. Базовые понятия. Типология систем.

44. Системно-структурный подход. Метод системного анализа. Системный подход в конкретных гуманитарных науках.

45. Основные понятия и проблемные ориентации синергетики.

46. Управление как общенаучное понятие. Социальное управление.

47. Информация с философских и научных позиций. Информационные технологии как фактор развития современной науки.

48. Моделирование человека как философско-мировоззренческая и общенаучная проблема.

49. Базовые понятия семиотики. Язык и духовная культура. Роль языка в познании.

50. Философские и общенаучные ракурсы герменевтики. Герменевтический метод. Интерпретация.

51. Знание, объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

52. Философский и общенаучный анализ глобальных проблем современности. Роль науки в их разрешении.

53. Природа и общество: взаимодействия в прошлом и настоящем. Экологические аспекты выживания человечества. Императивы экологической этики.

54. Основные характеристики универсальной эволюции.

55. Философские категории в социально-гуманитарном познании.

56. Рациональное и иррациональное. Типы научной рациональности. Неорационализм.

57. Научное сообщество как коллективный субъект познания.

58. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

59. Специфика и важнейшие философские проблемы социально-гуманитарного познания.

60. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

61. Проблема человека как связующее звено философского, естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Многообразие концепций о его сущности и существовании.

62. Уникальное и универсальное в человеке; факторы, влияющие на его развитие. Основные стороны и уровни его духовного мира.

63. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Ценности и ценностные ориентации в духовно-психическом мире человека.

64. Смысл жизни как системообразующий компонент ценностных ориентаций. Философские и научные представления о жизни, смерти и бессмертии[1].

65. Психологические аспекты научного познания. Чувственное и рациональное, сознательное и бессознательное в процессе познания.

66. Научное творчество. Открытия, изобретения, инновации. Общее и особенное в креативной деятельности.

67. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

68. Деятельность: сущность и основные типы. Познание как форма человеческой деятельности.

69. Агрессивность, ненасилие и сотрудничество в жизни общества и человека.

70. Общество как объект комплексных социально-гуманитарных исследований. Основные сферы и уровни общественной жизни.

71. Концепции «постиндустриального» и «информационного» общества.

72. «Общество знания». Философия образования. Инновационные аспекты в развитии образования.

73. Математические методы в социально-гуманитарных науках (по выбору).

74. Наука и обыденное знание. Наука и идеология. Конфликт интерпретаций в социальном познании.

75. Базовые принципы эволюционной эпистемологии.

76. Основные идеи постструктурализма в социально-гуманитарном познании.

77. Пол как общенаучная проблема.

78. Личностное неявное знание субъекта (М. Полани).



* Существует «перекличка» с вопросами 44, 59.

[1] См. также вопрос 41.