вопросы
к вступительному экзамену по специальности
19.00.13 – Психология развития, акмеология
1. Предмет, задачи и методы психологии развития.
2. Натуралистические концепции концепции развития психики \ С.Холл, А.Гезелл, В. Штерн и др.\.
3. Представления о развитии психики в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).
4. Современная теория социального научения о развитии психики ребенка (Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.).
5. Учение Ж.Пиаже о развитии интеллекта. Стадии интеллектуального развития.
6. Проблема развития психики в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд).
7. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.
8. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского. Основные закономерности развития высших психических функций.
9. Роль обучения в развитии психики. Феномен зоны ближайшего развития
10. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие «ведущая деятельность».
11. Значение общения в психическом развитии ребенка.
12.Проблемы возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии. Разработка проблемы возрастной периодизации Л.С.Выготским.
13.Периодизация возрастного развития в работах Д.Б.Эльконина.
14.Кризис развития, его значение в общем психическом развитии.
15.Новорожденность как переходный период к новому типу развития.
16.Особенности психического развития младенцев. Возникновение предличностных образований и самосознания. Кризис первого года жизни.
17.Развитие психических функций и личности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.
18.Развитие психики в дошкольном возрасте. Кризис 7-ми лет.
19.Психологическая готовность к школьному обучению. Способы диагностики.
20.Общая характеристика младшего школьника. Особенности учебной деятельности младших школьников.
21.Развитие познавательных процессов и личности в младшем школьном возрасте.
22.Психическое развитие подростков. Кризис подросткового возраста.
23.Общая характеристика юношеского возраста. Становление личности в ранней юности. Готовность к профессиональному и жизненному самоопределению.
24.Специфика развития психики в период взрослости. Основные личностные характеристики зрелой личности. Кризисы второй половины жизни человека.
25.Период геронтогенеза как завершающий этап жизни человека. Возрастные изменения личности в позднем возрасте.
26. Акмеология как наука системы человекознания, ее предмет, цель и задачи.
27. Акмеологические методы, модели, технологии.
28. Акмеологическая концепция развития профессионала.
29. Категориально-понятийный аппарат акмеологии.
30. Прикладные научные направления акмеологии.
31. Акмеологический подход в решении задач профессионального образования
32. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности.