вопросы

к вступительному экзамену по специальности

19.00.13 – Психология развития, акмеология

 

1.     Предмет,  задачи и методы психологии развития.


2.     Натуралистические концепции  концепции развития психики \ С.Холл,  А.Гезелл,  В. Штерн и др.\.

3.     Представления о развитии  психики в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).

4.     Современная теория социального научения о развитии психики ребенка (Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.).

5.     Учение Ж.Пиаже о развитии интеллекта.  Стадии интеллектуального развития.

6.     Проблема развития психики в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд).

7.     Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

8.    Теория культурно-исторического развития высших  психических функций Л.С.Выготского. Основные закономерности развития высших психических функций.


9.    Роль обучения в развитии психики. Феномен зоны ближайшего развития


10. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие «ведущая деятельность».


11. Значение общения в психическом развитии ребенка.


12.Проблемы возрастной периодизации в отечественной и  зарубежной психологии. Разработка проблемы возрастной  периодизации  Л.С.Выготским.


13.Периодизация возрастного развития в работах  Д.Б.Эльконина.


14.Кризис развития, его значение  в общем психическом развитии.


15.Новорожденность как переходный период к новому типу развития.


16.Особенности психического развития младенцев.  Возникновение предличностных образований и самосознания. Кризис первого года жизни.


17.Развитие психических функций и личности ребенка  в раннем детстве. Кризис 3-х лет.


18.Развитие психики в дошкольном возрасте. Кризис 7-ми лет.


19.Психологическая готовность к школьному обучению.  Способы диагностики.


20.Общая характеристика младшего школьника. Особенности учебной  деятельности младших школьников.


21.Развитие познавательных процессов и личности   в младшем школьном возрасте.


22.Психическое  развитие подростков. Кризис подросткового возраста.


23.Общая характеристика юношеского возраста. Становление личности в ранней юности. Готовность к профессиональному и жизненному самоопределению.


24.Специфика развития психики  в период взрослости.  Основные личностные характеристики зрелой личности.  Кризисы  второй половины жизни человека.


25.Период геронтогенеза как завершающий этап жизни человека. Возрастные изменения  личности в позднем возрасте.

26. Акмеология как наука системы человекознания, ее предмет, цель и задачи.

27.  Акмеологические методы, модели, технологии.

28.  Акмеологическая концепция развития профессионала.

29. Категориально-понятийный аппарат акмеологии.

30. Прикладные научные направления акмеологии.

31. Акмеологический подход в решении задач профессионального образования

32. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности.