вопросы
вступительного экзамена
по специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»
1. Формы существования психологических знаний. Предмет и задачи психологии как науки. Место психологии в системе наук и ее отраслевая структура.
2. Природа психического, его специфические характеристики и функции.
3. Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.
4. Методологические принципы современной психологии.
5. Системный подход в психологии и его характеристика.
6. Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация.
7. Проблема закона в психологии: трудности и варианты решения, классификация и примеры психологических законов.
8. Современная модель понимания психического в русле естественнонаучного подхода в российской психологии.
9. Методы психологического исследования: классификация и их характеристика.
10.Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.
11.Восприятие: свойства, виды и основные закономерности. Теории восприятия.
12.Мышление, его виды, основные мыслительные операции.
13.Память, ее основные виды и их характеристика.
14.Теории и феномены памяти.
15.Внимание: основные характеристики и классификации видов внимания.
16.Теории внимания и методы исследования внимания.
17.Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций.
18. Проблема воли в психологии: понятие, структура и подходы к ее изучению и пониманию.
19.Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика.
20.Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению.
21.Конституциональные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
22.Факторные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
23.Психофизиологические теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
24.Функциональные асимметрии человека (моторная, сенсорная и психическая) и их изучение в психологии.
25.Проблема личности в психологии: основные проблемы и научные стратегии в исследовании личности. Типология теорий личности.
26.Теории личности: структурные компоненты и критерии сопоставления.
27. Основные отечественные теории личности. (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, А.В. Петровский).
28.Психодинамическое направление в изучении личности и его характеристика (теории 3.Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга и др.).
29.Диспозициональное направление в изучении личности и его характеристика (теории Р. Кеттела, Г. Айзенка, Г. Олпорта и др.).
30.Когнитивистское направление в изучении личности и его характеристика (теории Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и др.).
31.Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу К. Роджерс и др.).
32.Сущность и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирование характера и его структура.
33.Проблема способностей в современной психологии: понятие, основные теории и подходы к типологии.
34.Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации.
35.Сознание как психический феномен: его структура, функции и характеристики.
36. Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды.
37.Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души.
38. Психологические идеи в учении Платона.
39.Рефлекторная модель поведения и интроспективное понимание сознания в концепции Декарта.
40.Концепция жизненных смыслов и логотерапия В.Франкла.
41. Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века.
42.«Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке.
43.Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.
44.Исследование человека в русле гуманистической психологии.
45.Основные течения в русской психологии в начале XX века (естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое).
46. Основные научные школы советской (российской) психологии.