вопросы

вступительного экзамена

по специальности  19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»

 

1.     Формы существования психологических знаний. Предмет и задачи психологии как науки. Место психологии в системе наук и ее отраслевая структура.

2.     Природа психического, его специфические характеристики и функции.

3.     Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их  характеристика.

4.     Методологические принципы современной психологии.

5.     Системный подход в психологии и его характеристика.

6.     Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация.

7.     Проблема закона в психологии: трудности и варианты решения, классификация и примеры психологических законов.

8.     Современная модель понимания психического в русле естественнонаучного подхода  в российской психологии.

9.     Методы психологического исследования: классификация и их характеристика.

10.Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.

11.Восприятие: свойства, виды и основные закономерности. Теории восприятия.

12.Мышление, его виды, основные мыслительные операции.

13.Память, ее основные виды и их характеристика.

14.Теории и феномены памяти.

15.Внимание: основные характеристики и классификации видов внимания.

16.Теории внимания и методы исследования внимания.

17.Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций.

18. Проблема воли в психологии: понятие, структура и подходы к ее изучению и  пониманию.

19.Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика.

20.Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению.

21.Конституциональные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.

22.Факторные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.

23.Психофизиологические теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.

24.Функциональные асимметрии человека (моторная, сенсорная и психическая) и их изучение в психологии.

25.Проблема личности в психологии: основные проблемы и научные стратегии в исследовании личности. Типология теорий личности.

26.Теории личности: структурные компоненты и критерии сопоставления.

27. Основные отечественные теории личности.     (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев,  А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, А.В. Петровский).

28.Психодинамическое направление в изучении личности и его характеристика (теории 3.Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга и др.).

29.Диспозициональное направление в изучении личности и его характеристика (теории Р. Кеттела, Г. Айзенка, Г. Олпорта и др.).

30.Когнитивистское направление в изучении личности и его характеристика (теории  Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и др.).

31.Гуманистическое направление в изучении личности  (А. Маслоу К. Роджерс и др.).

32.Сущность и место характера в структуре  целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирование характера и его структура.

33.Проблема способностей в современной психологии: понятие, основные теории и подходы к типологии.

34.Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные  (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации.

35.Сознание как психический феномен: его структура, функции и характеристики.

36. Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды.

37.Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души.

38. Психологические идеи в учении Платона.

39.Рефлекторная модель поведения и интроспективное понимание сознания в концепции Декарта.

40.Концепция жизненных смыслов и логотерапия В.Франкла.

41. Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века.

42.«Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке.

43.Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.

44.Исследование человека в русле гуманистической психологии.

45.Основные течения в русской психологии в начале XX века (естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое).

46. Основные научные школы советской (российской) психологии.