Общая информация
Аспирантура
Расписание
Тематика диссертаций
Публикации
Научные конференции
Диссертационные советы
В помощь аспиранту
Федеральные документы
Контакты
МосГУ глазами студентов
Главная > Пресс-центр > news_university
Новости сайта
Новости университета
Новости факультетов
Новости образования
Новости международного сотрудничества
Подписка на рассылку
Пресс-релизы
Публикации СМИ
Контакты для прессы
Журналы

МосГУ глазами студентов

16 апреля ректорат с участием деканов и руководителей учебных и научных подразделений обсудил итоги социологического исследования «Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов». Исследование проведено в марте–апреле 2012 года Институтом фундаментальных и прикладных исследований при участии кафедры социологии и Учебно-методического управления МосГУ. Инструментарий разработан под общей редакцией И. М. Ильинского А. И. Ковалевой, Вал. А. Луковым при участии А. Ю. Выжигина. Обработка и анализ данных проведены В. А. Гневашевой и С. В. Луковым.

Вал. А. Луков и А. И. Ковалева представили отчет по итогам исследования, в котором приняли участие 953 студента очной, очно-заочной, заочной форм обучения всех факультетов, что составляет около 1/5 всего студенческого контингента. Получены 3 группы данных: 1) о некоторых чертах социального портрета студентов университета; 2) о том, насколько студенты чувствуют себя комфортно в университете и как оценивают условия обучения в нашем вузе; 3) о компетенциях, приобретенных студентами в университете.

Для понимания характера студенческих оценок учебно-воспи­тательной работы университета важно учитывать восприятие студентами окружающего мира, людей, себя сквозь призму ценностных ориентаций. Исследование дало возможность увидеть некоторые важные аспекты этих ориентаций главным образом через фиксацию тех нравственно-духовных свойств, которые студенты отмечают в своих сверстниках, ценят в других людях, хотели бы перенять от своих родителей.

Характеристика качеств, присущих российской молодежи, какой она выглядит из ответов опрошенных студентов МосГУ, достаточно критична. Из первых в рейтинге десяти качеств только четыре могут быть отнесены к позитивным с точки зрения принятых социальных норм. Это коммуникабельность (38,7%), самостоятельность (29,5%), оптимизм (27,1%), целеустремленность (24,9%). На первых же трех местах по частотности выбора стоят лень (54,9%), эгоизм (40,1%), безответственность (39,5%). К ним в первой десятке характеристик примыкают равнодушие (37,7%), агрессивность (35,6%), цинизм (26,1%). На последних местах в рейтинге оказались такие свойства, как ответственность (7,9%), патриотизм (7,3%), честность (5,6%), совестливость (2,2%). В то же время студенты в основном ориентируются на высоконравственный образ человека, высоко ценят в других людях такие качества, как доброта (49,7%), честность (48,7%), ответственность (29,7%), открытость (23,5%), целеустремленность (22,6%) и т. д. Ту же картину демонстрируют ответы на открытый вопрос относительно того, какие качества студенты хотели бы перенять от своих родителей. Здесь впереди оказываются: целеустремленность (28,3%), ответственность (19,3%), доброта (17,6%).

Интегральным показателем удовлетворенности учебно-воспита­тель­ным процессом в университете является ощущение комфортности, которое испытывает потребитель образовательных услуг — студент. Отвечая на вопрос «Насколько комфортно Вы ощущаете себя в Московском гуманитарном университете?», 82,9% студентов дали оценки в диапазоне 7–10 баллов (по 10-балльной шкале оценок), Низкие оценки (от 1 до 3 баллов) дали всего 2,5% студентов. Таким образом, основная масса студентов удовлетворены своим вузом и условиями обучения в нем. Это устойчивая тенденция, зафиксированная мониторингом. Оценки на данный вопрос во многом совпадают с результатами исследования 2010 и 2011 годов.

Процесс обучения большинство опрошенных студентов считают очень важным для себя: позицию в 10 баллов выбрали 40,8%. Заметны различия по полу: высшую оценку значимости учебы (10 баллов) поставили 28,5% юношей и 45,3% девушек. Наибольшую заинтересованность в учебном процессе проявляют обучающиеся по заочной форме.

В своем большинстве опрошенные также убеждены, что прикладывают максимум усилий для учебы. На вопрос «Насколько Вы стараетесь учиться?» студенты преимущественно отметили позиции в диапазоне 8–10 баллов (по 10-балльной шкале оценок) — соответственно 26,4, 16,9 и 23,7%, в сумме 67,0%. Распределение ответов респондентов с учетом форм обучения показывает, что в большей степени стараются учиться студенты заочного и вечернего отделения (29,39 и 25,76% студентов соответственно выбравших позицию 10 баллов).

При этом студенты считают, что несмотря на стремление к учебе, хорошо учиться получается у них далеко не всегда: доминирующие позиции распределились в диапазоне оценок от 6 до 9 баллов, на большинстве специальностей усредненное значение баллов тяготеет к 7–8 (19,8 и 28,0% соответственно).

По итогам исследования 2012 года, большинству студентов нравится их студенческая группа. Тем не менее, здесь могут быть некоторые зоны напряженности. При дифференциации ответов по половой принадлежности респондентов заметно, что юноши несколько ниже оценивают свою студенческую группу, чем девушки (по сумме оценок 8–10 баллов, соответственно, 58,5 и 63,9%).

Для оценки удовлетворенности своим обучением и пребыванием на территории университета респондентам был задан блок вопросов, ответы на которые показали, что в целом уровень удовлетворенности условиями обучения достаточно высок на всех факультетах:

· обеспеченность учебной и методической литературой (71,5% утвердительных ответов против 68,5% в исследовании 2011 года и против 47,8% в исследовании 2010 года);

· оснащение учебных аудиторий (70,0% утвердительных ответов);

· уровень информационных технологий (64,3% утвердительных ответов).

Эти ответы должны быть сопоставлены с информацией о том, насколько используются студентами имеющиеся в университете условия обучения. Определенную картину рисуют и собственные ответы студентов. Так, на вопрос о том, пользуются ли студенты учебно-методическими материалами, имеющимися на кафедрах, в библиотеке, в электронных ресурсах университета, выясняется, что не пользуются такими материалами от 1/3 до почти половины студентов и не знают о них 11,8, 4,7 и 17,3% (по названным местам их расположения соответственно).

Уровень удовлетворенности организацией учебного процесса просматривается в ответах студентов о работе деканатов. Хотя нередко в студенческой среде работа деканата оценивается критично, в МосГУ студенческие оценки удовлетворенности этой работой достаточно высоки. При 10-бальной оценке доля поставивших высокие оценки (7–10 баллов) в среднем по университету составляет 73,1%. Низкие оценки (1–3 балла) имеются в ответах 7,3% опрошенных.

Студенты, которых в каких-то отношениях не устраивает работа деканатов, имели возможность сформулировать свои претензии. Чаще всего называется позиция, связанная с расписанием занятий, путаницей аудиторий. Хотя доля недовольных работой деканатов не велика, к их замечаниям ректорат отнесся с серьезностью, понимая, что за постоянно повторяющимися недостатками в организации учебного процесса стоят возможные конфликты.

В рамках данного исследования студенты имели возможность представить свое мнение о качестве образования прежде всего через самооценку того, насколько оно соответствует их ожиданиям. В целом по университету оценки достаточно высоки: на уровне 7–10 баллов их ставят 76,6% опрошенных. Низкий уровень соответствия ожиданиям от качества преподавания (1–4 балла) характерен для 7,5% студентов. Различия по формам обучения невелики, они отражают большую готовность к обучению на законом и вечернем отделениях по отношению к очному отделению.

Как и в прошлые годы, студенты отметили преподавателей, которых считают образцовыми, а также тех, работой которых не удовлетворены. В первом перечне представлены 198, во втором — 120 преподавателей. Некоторые фамилии фигурируют и в группе образцовых, и в группе заслуживающих критического отношения. Здесь нередко сказываются личные качества студентов, и значительное число имен преподавателей появляются в 1–2 анкетах. Полученные данные анализируются Учебно-методическим управлением с учетом другой информации. По результатам анализа будут представлены к поощрению лучшие преподаватели, а в отношении вызывающих частую критику преподавателей будут приняты организационные меры.

Определяя степень удовлетворенности студентов условиями самореализации в процессе обучения в вузе, можно выделить два направления: условия личностного и профессионального развития.

Уровень организации и проведения внеучебных мероприятий, в которых принимали участие респонденты, оценен ими преимущественно в диапазоне 7–10 баллов. При этом количество участвовавших в подобных мероприятиях из общей выборки относительно невелико. Так, в культурно-массовых мероприятиях принимали участие 184 студента, в спортивных — 66 студента из числа опрошенных.

Основные виды деятельности, которыми занимаются студенты во внеучебное время: спорт, общение в социальных сетях, работа. Две первые позиции характерны практически для каждого второго в целом по выборке. Ожидания каких-либо других видов внеучебных занятий для студентов не характерны (82 опрошенных студента обозначили свое желание заниматься спортом, 45 — танцами, 25 — творчеством, а, например, научно-исследовательской работой — только 6 студентов, работой в общественных организациях — 5 студентов).

Студенты в большинстве своем не стремятся к активному внеучебному взаимодействию с вузом. Некоторая часть студентов включена в инициативные студенческие проекты, в основном организуемые университетом во взаимодействии с органами студенческого самоуправления. В целом работа студенческих общественных организаций оценивается студентами положительно.

Студенты гораздо охотнее готовы взаимодействовать с вузом по вопросам профессиональной самореализации. Нуждаются в помощи вуза при временном трудоустройстве (32,4% ответили «да» и 19,7% — затруднились ответить) и трудоустройстве по окончании университета (50,6% ответили «да», 17,9% — затруднились ответить). В том числе и потому, что велика доля тех студентов, которые испытывают неуверенность, рассматривая свои шансы устроиться по полученной профессии. При этом практически каждый второй студент собирается работать по полученной специальности и рассчитывает на успех.

О настроениях студентов, ощущении ими условий учебы в МосГУ как комфортных свидетельствуют планы продолжить здесь свою учебу. До некоторой степени это свидетельство и жизненных планов, хотя от намерений до их исполнения — большая дистанция. В магистратуре МосГУ планируют дальше учиться 12,7% опрошенных, в различных формах дополнительного образования — 43,6%. Положительные ответы на данный вопрос по формам обучения различаются незначительно (по магистратуре различия в 2%, по формам дополнительного образования есть небольшой перевес положительных ответов на очно-заочной форме – 48% на фоне среднего показателя в 43,6%).

Впервые в данном исследовании были сформулированы вопросы о приобретенных студентами компетенциях в период обучения в МосГУ. Наиболее значимой из таких компетенций студенты считают «умение анализировать информацию и делать обобщения». Так ответили 39,9% в целом по выборке. На юридическом факультете доля признающих это умение освоенным в стенах университета составляет почти половину студентов (48% ответивших). Также значимыми позициями для студентов являются: «ставить цели и находить пути их достижения» (37,4% ответивших), «понимать ценность избранной профессии» (30,8%). В меньшей степени студенты склонны считать, что процесс обучения позволяет им занимать активную гражданскую позицию (утвердительно в этом отношении ответил лишь каждый десятый).

Итак, результаты мониторинга студенческих оценок учебно-воспитательного процесса в Московском гуманитарном университете (этап 2012 года) свидетельствуют о большой и многосторонней работе профессорско-преподавательского состава, руководства университета, структур управления, направленной на поддержание высоких стандартов образовательной деятельности при ухудшающихся условиях ее осуществления. Эта работа замечена основной массой студентов, которые демонстрируют высокую степень удовлетворенности вузом в целом и отдельными сторонами учебно-воспитательного процесса.

Мониторинг выявляет сильные и слабые стороны организации учебно-воспитательного процесса в университете и во многом подтверждает данные предшествующих опросов. Сохраняется недостаточный уровень информирования студентов о том, что предпринимается университетом в их интересах. Студенты зачастую не знают о том, что для них приготовлено на кафедрах, в библиотеке, в электронных ресурсах, что ведет к снижению студенческих оценок обеспеченности учебно-воспитательного процесса.

Мониторинг позволяет увидеть студенческие оценки учебно-воспитательного процесса на фоне их критического отношения к самим себе, поисков образцов для подражания, стремления стать лучше. Это важный резерв учебно-воспитательной работы.

Многообразие полученных данных требует дальнейшего осмысления и применения в практической деятельности ректората, деканатов, кафедр, профессорско-преподавательского состава, а также органов студенческого самоуправления. С учетом этого ректорат посчитал целесообразным обсудить результаты исследования на выпускающих кафедрах, советах факультетов, на заседании Студенческого совета. Даны поручения, связанные с критическими замечаниями, высказанными студентами в ходе исследования.





 
Быстрый доступ к разделам Быстрый доступ к разделам Быстрый доступ к разделам
Мы рады приветствовать Вас на форуме Московского гуманитарного университета. Нам важно ваше мнение.
В университете действуют центр творчества молодежи, театральная, вокальная и танцевальная студии, лига КВН.
МосГУ предлагает различные программы подготовки для поступления в университет и колледж. На нашем сайте представлены примерные варианты вступительных экзаменов и информация об условиях приема в университет.
На главную Карта сайта Адреса и контакты Форум
День открытых дверей Московского гуманитарного университета
Студенческое общежитие МосГУ
  «     »   «   2019    »  * 
# Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31   1234
32567891011
3312131415161718
3419202122232425
35262728293031 
Общая информация l Аспирантура l Расписание l Тематика диссертаций
Публикации l Научные конференции l Диссертационные советы
В помощь аспиранту l Федеральные документы l Контакты
Главная l Карта сайта l Обратная связь

г. Москва, ул. Юности, д. 5, тел.: (499) 374-51-61, 374-51-71, 374-51-51

E-mail: info@mosgu.ru   

© Copyright . 2005-2017